Email: info@broker-plus.com.ua

Решение о доставке грузов железной дорогой не может возникнуть спонтанно, поскольку существуют определенные правила, в частности планирование перевозок грузов дорогой, а также погрузка (приемка груза железной дорогой) и выдача его получателю. Это вызвано тем, что дорогой проводится месячное планирование перевозок.

Поэтому если предприниматель планирует постоянно пользоваться услугами железной дороги, ему необходимо заключить соответствующий договор с перевозчиком (железной дорогой).

В ряде случаев перевозку можно осуществить и без заключения договора, но в этом случае оформляется отдельный заказ, на условиях устраивающих и железную дорогу, и предпринимателя (отправителя груза).

При транспортировке грузов по железной дороге могут быть использованы собственные грузовые вагоны, арендованные или принадлежащие дороге.

Согласно действующему законодательству предприниматель имеет право приобрести грузовые вагоны в собственность или арендовать их у другого субъекта предпринимательской деятельности. При использовании собственных или арендованных вагонов предпринимателю необходимо руководствоваться Правилами регистрации и эксплуатации собственных грузовых вагонов, утвержденными приказом Министерства транспорта и связи Украины от 28.09.2004 г. № 856.

В соответствии с этими правилами собственные вагоны, если они имеют право выхода на линии общего пользования, подлежат обязательной регистрации в картотеке собственных грузовых вагонов в Государственном предприятии «Главный информационно-вычислительный центр Укрзалізниці» и в автоматизированном банке данных инвентарного парка грузовых вагонов железных дорог и вагонов, принадлежащих предприятиям и организациям.

Несмотря на то, что вагоны являются собственностью предпринимателя или другого субъекта предпринимательской деятельности, они обязательно должны быть приписаны к железнодорожной станции. Для использования их для перевозки грузов также заключаются договоры с железной дорогой для включения в план перевозок.
В зависимости от перевозимой продукции требования к вагонам предъявляются разные.

Так, если для перевозки предназначена продовольственная продукция, то грузовые вагоны должны соответствовать Государственным санитарным нормам и правилам «Транспортирования продовольственной продукции железнодорожным, воздушным и водным транспортом», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 20.04.2005 г. № 175, предусматривающим наличие санитарного паспорта установленного образца для каждого грузового вагона (контейнера), используемого для перевозки такой продукции.

При этом экспедитор, грузчики и другие лица, участвующие в перевозке продовольственных грузов или непосредственно контактирующие с ним, обязаны иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца, работать в спецодежде, соблюдать правила личной гигиены.

Перед каждой перевозкой продовольственной продукции вагоны подлежат санитарной обработке, которая проводится специализированными подразделениями учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины на железной дороге, а также субъектами предпринимательской деятельности при наличии лицензии Минздрава Украины на проведение дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ и аккредитованных в установленном порядке. Факт проведения санитарной обработки вагонов подтверждается соответствующей справкой. Справка должна содержать следующую информацию:

  • наименование организации или субъекта предпринимательской деятельности, проводивших санобработку вагона;
  • номер и срок действия лицензии на данный вид деятельности;
  • вид вагона, его номер;
  • наименование грузоотправителя или собственника груза, с которым заключен договор на проведение санитарной обработки вагона;
  • адрес грузоотправителя (собственника груза), другие реквизиты;
  • вид продовольственной продукции, которую предполагается перевозить;
  • дату проведения санитарной обработки вагона и название средств, которые при этом использовались;
  • подпись ответственного лица и печать организации (субъекта предпринимательской деятельности), проводившей санобработку вагона.

Не допускается перевозка продовольственной продукции в вагонах, в которых ранее перевозились ядохимикаты, бензин, газ и другие отравляющие вещества или имеющие сильный запах, а также в одном вагоне с непродовольственными товарами.

Следует учесть и то, что продовольственная продукция принимается к перевозке в транспортабельном виде, тара и упаковка должны защищать груз от механических повреждений, быть крепкими и чистыми. Не принимается к перевозке продовольственная продукция, если срок ее годности, указанный в сертификате или документе, подтверждающем ее качество менее срока ее доставки. (Ознакомиться с информацией  страхование при грузоперевозках).

Для того чтобы груз можно было отправить своевременно, необходимо не позднее чем за 12 дней до начала следующего месяца предоставить железной дороге отправления месячный заказ на перевозку грузов, составленный на бланке установленной формы.

Заказ оформляется в трех экземплярах с указанием объемов перевозок в вагонах (контейнерах) и тоннах за подписью и печатью отправителя. Заказ подается в печатном виде и не должен содержать исправлений.

Если к перевозке планируются разные грузы с разными станциями отправления, то заказ оформляется отдельно для каждой номенклатуры груза, для каждой станции отправления с указанием железных дорог назначения, а для грузов, перевозимых в местном сообщении, – и станций назначения.

Порядок оформления первичных документов

На каждое отправление груза предприниматель-отправитель подготавливает перевозочные документы. Документы на перевозку грузов составляются в соответствии с Правилами оформления перевозочных документов, утвержденными приказом Минтранса Украины от 24.11.2000 г. № 644 (далее – Правила № 644). В комплект первичных документов входят:

  • накладная;
  • дорожная ведомость;
  • корешок дорожной ведомости;
  • квитанция о приемке груза.

Формы бланков перевозочных документов утверждены приказом Минтранса Украины от 19.11.98 г. № 460 и приобретаются грузоотправителем за определенную тарифную плату.

Первичные документы, также как и заказ на перевозку, заполняются на печатной машинке или другим печатным образом. При этом в них не допускаются исправления. Если допущена ошибка или после оформления документов меняются какие-либо сведения, уже внесенные в перевозочные документы, грузоотправитель обязан оформить новый пакет документов.

Если изменения вносятся железной дорогой, то они обязательно подтверждаются подписью ответственного работника штемпелем станции, на которой вносятся такие изменения.

Накладная является обязательной двусторонней письменной формой соглашения, являясь своего рода формой договора на перевозку груза между грузоотправителем и железной дорогой в пользу получателя груза. Накладная также одновременно служит договором залога груза для обеспечения гарантии внесения платы за перевозку груза.

Накладная является неотъемлемой частью дорожной ведомости, которая сопровождает груз на всем пути следования до станции назначения, где выдается при получении груза получателю. Квитанция о приемке груза выдается отправителю.

При составлении перевозочных документов грузоотправитель в соответствии с п. 2 Правил № 644 в обязательном порядке заполняет следующие основные графы, в которых указываются определенные данные:

  • «Сведения о вагоне» – указывается род вагона, его номер, грузоподъемность, количество осей и др.
  • «Скорость» – в зависимости от вида груза указывается, с какой скоростью он должен перевозиться – с грузовой или большей. При перевозке скоропортящихся продуктов, а также животных и птицы скорость должна быть большей;
  • «Станция и железная дорога назначения» – отражаются код и точные наименования станции назначения груза и железной дороги. Если условиями договора между грузоотправителем и грузополучателем предусмотрено, что выгрузка осуществляется на подъездном пути, то об этом следует сделать отметку;
  • «Отправитель» – указывается полное наименование предприятия отправителя и его цифровой код, который присваивается при заключении договора с отделением железной дороги;
  • «Его почтовый адрес» – отражается почтовый адрес грузоотправителя с указанием города или населенного пункта, района, улицы и номера дома. Если отправитель пользуется почтовым абонементным ящиком, то вместо адреса может быть проставлен его номер;
  • «Получатель» и «Его почтовый адрес» – должны содержать такую же информацию, как данные отправителя и его адрес, причем получателем по одним отгрузочным документам может быть только одно юридическое или физическое лицо;
  • «Плательщик» – в этой графе указывается наименование грузоотправителя и код, который присвоен ему расчетным подразделением дороги (для многих он известен как код ТехПД);
  • «Счет отправителя» – отражаются банковские реквизиты отправителя, а также местонахождение банка, его обслуживающего, и код ЕГРПОУ;
  • «Знаки отправителя» – указываются цифрами опознавательные знаки или порядковые номера, обозначенные отправителем на грузовых местах;
  • «Количество мест» – отражается цифрами количество мест груза отдельно по каждому виду упаковки и по каждому наименованию, а также общее количество мест;
  • «Упаковка» – в зависимости от вида тары делается сокращенная отметка «ящ.», «боч.» и др., если груз не упакован, – «н/у»;
  • «Наименование груза» – в этой графе указывается наименование груза в соответствии с Алфавитным списком грузов Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов. Кроме того, под наименованием груза вносятся дополнительные данные в зависимости от того, какой груз предназначен для перевозки. В частности, при отправлении груза по пломбам или запорно-пломбировочным устройствам (ЗПУ)1 отправителя – проставляются номера ЗПУ отправителя. Порядок пломбирования вагонов и контейнеров осуществляется по специальным правилам, утвержденным приказом Минтранса Украины от 20.08.2001 г. № 542. При использовании ЗПУ предприятия обязаны руководствоваться Инструкцией о порядке распространения, учета, хранения и отчетности при использовании ЗПУ, применяющихся на железнодорожном транспорте, применяющихся для пломбирования вагонов и контейнеров, утвержденной приказом Минтранса Украины от 25.10.2001 г. № 718.;
  • «Масса груза в кг, определенная отправителем» – в этой графе должно быть отражено фактическое количество груза, переданного на погрузку. Если при приемке груза окажется несоответствие, то грузоотправитель должен привести количество груза в соответствие с тем, которое указано в перевозочных документах (догрузить или выгрузить), либо оформить новые погрузочные документы. Согласно Правилам № 644 допускается отклонение в ту или иную сторону в пределах 0,2 % массы груза, заявленного в документах. Если по одному погрузочному документу перевозятся товарно-штучные грузы разных наименований и в разной упаковке, то в нем указывается масса груза каждого наименования отдельно, каждого вида упаковки и общая масса груза.

Кроме этих граф, заполняется еще целый ряд других, среди которых «Правильность внесенных в накладную сведений подтверждаю». В этой графе доверенное лицо грузоотправителя указывает свою должность и разборчиво расписывается, удостоверяя правильность сведений, указанных в перевозочном документе.

Перевозочные документы заполняет не только грузоотправитель, но и станция отправления, и станция назначения, а также грузополучатель. Каждая из них заполняет свой раздел перевозочных документов. На станции отправления обязательно проставляется календарный штемпель с датой отправления груза, а на станции назначения с датой его получения.

На станции назначения проставляется календарный штемпель в накладной и дорожной ведомости в графах «Выгрузка железной дорогой или подача под выгрузку средствами получателя», указывающий дату выгрузки груза средствами железной дороги на местах общего пользования или с датой подачи вагона для выгрузки средствами получателя.

Грузополучатель при получении груза заполняет только определенные графы дорожной ведомости. В частности, код плательщика, банковские реквизиты получателя, дату получения груза, данные доверенности и паспортные данные, доверенного лица. Все указанные сведения подтверждаются в дорожной ведомости подписью получателя.

После заполнения дорожной ведомости и получения груза грузополучателю выдается накладная.

Особенности осуществления расчетов

Расчеты за перевозку грузов, пользование вагонами, дополнительные услуги и штрафы осуществляются согласно Уставу железных дорог Украины, а также Правилам пользования вагонов и контейнеров, утвержденным приказом Минтранса Украины от 25.02.99 г. № 113 и Правилам расчетов за перевозку грузов, утвержденным приказом Минтранса Украины от 24.11.2000 г. № 644.

Расчеты за перевозку грузов могут осуществляться:

  • по свободным тарифам, определенным по договоренности сторон;
  • по тарифам согласно международным договорам;
  • по тарифам, устанавливаемым приказом Минтранса по согласованию с Минэкономики в соответствии с постановлением КМУ от 25.12.96 г. № 1548.

При установлении тарифов железная дорога руководствуется Сборником тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины, утвержденным приказом Минтранса Украины от 15.11.99 г. № 551.

Расчеты за полученные услуги могут осуществляться как в безналичном виде через расчетные подразделения железных дорог или при участии ТехПД, так и наличностью или чеками непосредственно на станциях. Плата за перевозку грузов вносится отправителем при оформлении в виде предоплаты. Полученная железной дорогой сумма указывается в перевозочных документах.

Если грузоотправитель своевременно не внесет плату, отправка грузов может быть задержана. За время простоя вагонов железная дорога взыскивает с грузоотправителя плату за пользование вагонами (контейнерами) в размере 50 % указанных размеров платы, а также пеню за каждый день задержки в размере, установленном законодательством (ст. 119 Устава железных дорог).

Окончательный расчет производится на станции назначения. При этом до оформления выдачи груза станция должна проверить правильность уплаченной провозной платы, получить недоборы и все платежи, возникшие на станции отправления или при перевозке и на станции назначения.

Для того чтобы грузополучатель смог вовремя получить причитающийся ему груз, грузоотправитель должен своевременно и в полном объеме рассчитаться с железной дорогой за доставку. При отсутствии платы дорога, согласно ст. 49, 51 Устава железных дорог, для покрытия своих расходов может использовать залоговое право и реализовать груз по своему усмотрению.

Следует также отметить, что приказом Министерства транспорта и связи Украины от 27.09.2005 г. № 588 внесены изменения в Перечень грузов, которые должны сопровождаться личным составом ведомственной военизированной охраны на железнодорожном транспорте по всему пути следования железной дорогой Украины, утвержденный приказом Министерства транспорта Украины от 20.01.97 г. № 18, расширяющие перечень грузов, требующих сопровождения, что в свою очередь увеличит стоимость услуг железной дороги. Данный перечень дополнен изделиями из чугуна и стали.

Порядок выдачи и получения прибывшего груза

При поступлении груза на станцию назначения дорога уведомляет получателя в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня, с указанием наименования и количества груза, а также рода и количества вагонов. Для получения груза предусмотрены свои правила, знание которых позволит предпринимателю избежать многих неприятностей.

Порядок выдачи грузов регулируется Правилами выдачи грузов, утвержденными приказом Минтранса Украины от 21.11.2000 г. № 644.

Данными правилами предусмотрено, что при передаче загруженных вагонов (контейнеров) на выгрузку обе стороны обязаны при внешнем осмотре убедиться в исправности кузова вагона, наличии целостности пломб, ЗПУ, соответствии оттиска на них данным, указанным в перевозочных документах.

При перевозке грузов на открытом подвижном составе стороны убеждаются в отсутствии следов потери и повреждения грузов.

Если будет выявлено повреждение вагона, признаки недостачи, порчи или повреждения груза или неисправность пломб, выдача груза осуществляется при участии представителя дороги с составлением коммерческого акта. В таких случаях вагоны опломбируются ЗПУ станции с составлением акта общей формы и не считаются переданными получателю до прибытия представителя станции для проверки груза.

Во всех случаях прибытия груза в поврежденных вагонах, с поврежденными ЗПУ, прибытия груза с признаками недостачи, порчи или повреждения груза, прибытия скоропортящегося груза с нарушением предельного срока его перевозки или с нарушением температурного режима транспортировки в рефрижераторных вагонах станция назначения обязана проверить массу, количество мест и состояние груза. Если при этом груз не поврежден, коммерческий акт о повреждении груза не составляется.

При недостаче груза или других его повреждениях в коммерческом акте указывается размер фактической недостачи, порчи или повреждения.

Для установления размера убытков, понесенных получателем груза железная дорога по собственной инициативе или по требованию получателя приглашает экспертов бюро товарных экспертиз, инспекции качества, ветеринарно-санитарного надзора или соответствующих специалистов, не относящихся к системе Минтранса.

Экспертиза проводится в присутствии начальника станции или другого уполномоченного лица. Получатель имеет право принять участие в экспертизе.

Результаты экспертизы оформляются актом, который подписывают все уполномоченные лица, присутствующие при экспертизе.

О проведенной экспертизе делается отметка в коммерческом акте. В акте экспертизы указывается не только ее результат, но и причины со ссылкой на нормативно-правовые акты, стандарты. При этом эксперт не может обосновываться на предположении о причине недостачи, порчи или повреждения груза. Если не возможно установить причину, то в акте экспертизы указываются мотивы, по которым невозможно ее определить.

Если участники экспертизы не согласны с заключениями эксперта, может быть назначена повторная экспертиза, о чем делается отметка в акте экспертизы с указанием причины несогласия.

Не проводится экспертиза, если ее стоимость превышает размер убытков. В этом случае размер убытков и причина недостачи или порчи определяется начальником станции.

Вначале расходы по экспертизе несет та сторона, которая ее заказала. А в дальнейшем их возмещает та сторона, которая будет признана виновной.

При выдаче груза по требованию получателя станция обязана сделать в накладной соответствующую отметку.

 

Закрыть меню